Если он приближается…

Решила написать про кризис. Потому что чувствую, как он начинает ко мне подбираться. На мягких лапках.
С утра чувствуется легкое дуновение недовольства. Легкое-легкое, еле уловимое. Но очень опасное. Потому что, как показывает опыт, оно довольно быстро вырастает до масштабов апатии, безразличия, полного упадка.
Теперь я уже знаю: это НОРМАЛЬНО.
Нормально, что после состояния воодушевления и подъема синусоида идет вниз. Это ее привычный маршрут. В мире все так устроено: прилив – отлив, спад — подъем. Так функционирует все живое. Хорошо, что я научилась это замечать.
Замечая приближение этого состояния издалека, можно успеть к нему подготовиться.
Например, наметить себе один час в день заниматься будущим проектом. Не важно, как. Важно, что-то делать – методично, пусть даже без вдохновения и радости, регулярно и упрямо, не делая себе поблажек. С пониманием того, что таким образом я строю свое будущее.
Можно собрать все, что уже есть: вспомнить большие и маленькие подарки, успехи, признания, провести аудит своих богатств/черновиков, удивившись их количеству.
Начать вглядываться в мелочи – в самые-самые мелкие детали того, что меня окружает. По принципу макросъемки. Увидеть что-то ценное там, куда раньше не заглядывала.
Наконец, можно писать. Обо всем, что приходит в голову в таком состоянии. Анализировать, разбирать на составляющие, препарировать, рассматривать внимательно – побыть в шкуре исследователя.
Можно фотографировать. Фотографии иногда преподносят сюрпризы, выводя на поверхность то, что зарыто в глубине.
Пошире открывать глаза, даже если хочется видеть только мелкое, серое и противное.
Постараться не забывать о том, ничто не происходит просто так.
И если за окном села на ветку птица – она несет мне какое-то невидимое послание (хотя бы о том, что вообще-то на улице весна). В транспорте обратилась старушка тоже неспроста. Прозвучала музыка, мелькнула картинка, произошел разговор, раздался звонок, долетел обрывок чьей-то фразы – все это зачем-то мне нужно. Все это – мне в помощь.
За это всегда можно зацепиться и постараться разгадать – очень увлекательно. И терапевтично: выводит из состояния обездвиженности, парализации перед кажущейся несправедливость окружающего мира.
Иногда у меня получается отловить это состояние в самом начале, как следует к нему подготовиться, прописать его и сделать ручным, домашним, предсказуемым.
Тогда оно уходит, так и не успев развернуться в полную силу – ему просто становится со мной неинтересно.